Мечеть Аль-Марджани расположена в центре Казани, в Старо-татарской слободе. Это памятник архитектуры федерального значения. Первые упоминания мечети относятся к 1767 году. Из сохранившихся записей известно, что она была возведена силами татарской общины: 62 человека смогли собрать 5 тысяч рублей, на которые к весне 1768 года были заготовлены строительные материалы. Завершение строительства мечети татарскими мастерами по проекту архитектора В.И. Кафтырева и ее открытие произошло около 1771 года. Аль-Марджани была первой мечетью, построенной со времен взятия города Иваном Грозным, отчего ее именовали Первой Приходской. Такой долгий срок был связан с тем, что на протяжении нескольких столетий в Казани шли гонения на иноверующих. Однако с наступлением правления Екатерины II, славившейся своей открытостью к наукам запада, учениям Вольтера, Монтескьё, Дидро и других деятелей Просвещения, и проводившей политику веротерпимости, ситуация изменилась. Императрица самолично посетила Казань в своем знаменитом путешествии по Волге. Тогда она повелела губернатору А. Н. Квашнину-Самарину не препятствовать строительству мусульманских религиозных сооружений.
В оформлении фасадов и интерьеров мечети можно узнать элементы столь популярного в русской архитектуре XVIII века «петербургского» барокко. Двухэтажное здание с Т-образным пристроем с северной стороны украшено традиционным татарским декоративным орнаментом: на наличниках изображен цветочный лепной узор из позолоченных лилий. Минарет на крыше является доминантой здания. С его строительством связана дошедшая до наших дней переписка казанских градоначальников с Екатериной Великой. Они написали ей: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко», на что императрица ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».
Со времени своей постройки мечеть несколько раз меняла имя. До конца XVIII века она именовалась Эфенди (Господская), так как возле нее жили зажиточные люди, купцы и интеллигенция. Позже мечеть приобрела новое имя, ее стали называть Юнусовской, по фамилии богатого казанского промышленника и домовладельца Ибрай Юнусова, вложившего много средств в ее содержание. С конца XIX века мечеть носит имя татарского ученого и просветителя Шигабутдина Марджани, он был ее имам-хатибом (главой), служившим в ней во 2-й половине 19 века.
Мечеть Аль-Марджани долгое время являлась центром духовной жизни татарского народа. В советские годы мечеть была единственной действующей в Казани.
Восстанавливать внешний вид памятника архитектуры начали в 1996 году. В 2004-2007 годах мечеть Аль Марджани была полностью отреставрирована. В 2007 году был построен отдельный молельный зал для женщин-мусульманок. Конференции, собрания и разные общественные мероприятия проводятся в новом конференц-зале. В 2022 году в мечети провели очередные реставрационные работы на фасаде, для окраски которых использовались акриловые краски для фасадных работ “Прочнинъ”.
По сей день мечеть Аль-Марджани украшает столицу Татарстана и притягивает взгляды прохожих. Невозможно недооценивать значение этой мечети в культуре Казани, здесь проводятся знаковые мероприятия мусульманской общественности, свадебные ритуалы никах, обряды празднования Курбан-байрама и Ураза-байрама. На сегодняшний день мечеть Аль-Марджани является центром Казанского мухтасибата.