Образовательные учреждения – детские сады, школы, учебные центры, средне-специальные и высшие учебные заведения – важнейшие объекты социальной инфраструктуры. Для развития нашего общества качество их работы является определяющим, однако их внешние характеристики, в том числе, оформление экстерьера и интерьера, также играют не последнюю роль. Правильно подобранные цвета и оттенки способны повысить интеллектуальные способности человека, неправильные — понизить. Учеными давно доказано, что воспринимаемые человеком цвета влияют на его настроение, внимательность и концентрацию, а также на аппетит, сон и развитие мыслительных способностей.
Особенно сильно влияет цвет на детей, которые только формируют свои личностные черты и интеллект. О мощном воздействии цветовой палитры на детскую психику рассказывали такие известные психологи как Монтессори, Фребель, Иваницкий и многие другие.
В настоящее время существует целый ряд профессиональных рекомендаций, составленных психологами и дизайнерами, по выбору колористических решений для объектов сферы образования. Эти рекомендации основываются на влиянии цветов на психологическое и физиологическое состояние человека, учитывая при этом особенности разных возрастных групп и назначение помещений.
Всегда нужно помнить о том, что внешний вид здания формирует первое впечатление, по которому родители часто судят о качестве образования. Также внешний облик не должен пугать и отталкивать детей. Наоборот, он обязан привлекать, производить впечатление дружелюбности, безопасности и комфорта.
Кроме того, правильно выбранное покрытие позволит защитить фасад от разрушительного влияния климата, снизить эксплуатационные расходы на обслуживание здания и позволит на долге время сохранить его привлекательный внешний вид. Для этого необходимо приобретать краски для фасадных работ только у надежных производителей, отвечающих за качество своей продукции, таких как «Краски Фридлендеръ».
Что же касается выбора цвета для окраски интерьеров образовательного учреждения, то эта задача куда сложнее. Ведь придется подбирать оттенки в зависимости от назначения помещения (коридор, столовая или учебный класс), а также возрастной категории детей, которые будут обучаться в конкретной аудитории. Необходимо учитывать не только возрастные, но и психологические особенности обучающихся, например, если речь идет о специализированном коррекционном образовательном учреждении.
Профессиональный выбор цвета всегда учитывает данные факторы вместе со знаниями о том, как цвета могут влиять на психологическое и физиологическое состояние человека. Разберем основные примеры.
Согласно различными исследованиям приведенные ниже цвета имеют следующие свойства:
Дошкольные учреждения. Для покраски стен в детском саду следует выбирать яркие жизнеутверждающие цвета в достаточно сочных, чистых оттенках. Дети первых лет жизни неосознанно тянутся к достаточно ярким краскам. Кроме того, единственные первые цвета, которые воспринимаются малышами — это:
Такие цвета улучшают настроение детей, способствуют их умственной и физической активности.
В возрасте 3-4 лет кроме очень ярких оттенков в окружающей обстановке малышей должны присутствовать дополнительные цвета, например, розовый, голубой или оранжевый. Они помогают процессу развития ребенка. Таких цветов как черный, темно-синий, насыщенно-коричневый стоит избегать. Дошкольники считают их некрасивыми и совершенно непривлекательными.
Младшие классы. В сочный дизайн кабинета начальных классов следует добавить нейтральные оттенки: бежевый, светло-серый, песочный, но яркие краски должны остаться в приоритете. Например, в помещении может быть нейтральный фон (белый или светло-серый) с яркими цветными рисунками.
Средние классы. Для учащихся средней школы подбираются цвета, близкие к естественным. Учебный класс может быть оформлен в древесных оттенках, кирпичных или песочных. На стенах могут использоваться бирюзовые, салатовые или каштановые акценты. В переходный возраст, 11-14 лет, подростки остро переживают перестройку организма. Поэтому в интерьерах лучше использовать оттенки, которые не рассеивают внимание школьника, не отвлекают от интересных рассказов учителя, а улучшают мозговую деятельность, вызывают положительные эмоции и успокаивающе действуют на нервную систему.
Старшие классы. Ученики старшей школы часто сосредоточены на внутренних переживаниях. Поэтому для них нужно выбирать спокойные, но в то же время, сложные глубокие оттенки. Акцентные элементы можно оформлять в серо-синем цвете, изумрудном, зеленом или кирпичном. Яркие цвета использовать не рекомендуется. Они перетягивают внимание на себя, отвлекая подростков от поиска гармонии внутри себя и с окружающим миром, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии повзрослевших детей.
Если выбор цвета для окраски помещений, использующихся в качестве учебных аудиторий, обусловлен главным образом возрастом учащихся, то для выбора цвета интерьера вспомогательных пространств, мест общего пользования и т.д. следует учитывать и назначение самого помещения.
Аудитории, где проходят творческие занятия, например, уроки по изобразительному искусству или театральному мастерству, лучше всего оформлять в нейтральных пастельных оттенках, которые считаются лучшим фоном для творческих занятий. Можно добавить небольшие яркие акценты цветов, стимулирующих творческие процессы, например, оранжевого.
Коридоры можно смело окрашивать материалами яркой цветовой гаммы, привлекающими к себе внимание. Монотонных пастельных оттенков следует избегать, так как коридор будет выглядеть достаточно унылым и бесконечно длинным, что будет угнетать детскую психику.
Столовые и буфеты стоит красить в оттенки, стимулирующие аппетит. Например, подойдут: теплая зеленая гамма и небольшое количество красных акцентов.
Залы для спортивных занятий оформляются желтым или оранжевым цветом, разбавляются оттенками зеленой гаммы, которая снимет излишнее напряжение.
Актовые залы, аудитории для проведения торжественных мероприятий окрашивают фиолетовым цветом, оказывающим благоприятное воздействие на нервную систему, способствующему душевному равновесию, поддержанию настроения и ощущения праздника. Этот цвет стабилизирует психику, развивает фантазию. Также можно использовать синий оттенок, способный снимать нервное перенапряжение и улучшать настроение. В идеале стоит применять комбинации из этих оттенков, разбавляя их белым цветом.
Как видите, окраска образовательных учреждений – крайне непростая задача, необходимо не просто подобрать безопасный и качественный долговечный материал, но и понимать, какая цветовая гамма будет наилучшим решением для конкретного помещения и фасада. «Краски Фридлендеръ» – это не только производство ЛКМ, но и индивидуальная работа с объектом, в том числе и в подборе цвета. Колеровка материалов осуществляется нашими технологами в любой цвет по колерным веерам RAL, NCS и многим другим, или же по индивидуальному запросу, до достижения идеального результата!
Подпишитесь на новые статьи!